О себе

Мне 27 лет. Можно сказать, я художник в третьем поколении: художниками были мой прадед, дедушка, художники – мои папа, мама, дядя, брат, одним словом, сплошные художники вокруг. Я рисовала с детства, и очень рано захотела, чтобы именно это стало моей профессией. Я училась в Высшей академической школе графического дизайна, но и сейчас ищу свою специализацию и стараюсь работать в разных техниках и жанрах. Я поработала и в графическом дизайне, и в фотографии, была арт-директором кинотеатра, делала плакаты, рисовала иллюстрации к детским книжкам, была журнальным иллюстратором, делала книжные макеты, открытки, афиши… И вот совершенно случайно обратилась к текстилю. Моя подруга рассказала о конкурсе, сказала, что будет очень серьезное международное жюри, и я решила попробовать. 

Конкурс – это ваш первый опыт в текстильном дизайне?

Да, первый опыт. Я занималась графическим дизайном и иллюстрацией, это смежные области: и в иллюстрации и в графическом дизайне есть рапорт. Это похожие вещи, но у меня нет специального образования, как у многих участников конкурса, закончивших текстильные вузы.

Ваши первые впечатления?

От стажировки? Я немножко волновалась: путешествие на такую огромную фабрику, важнейшая компания Европы!

Первое впечатление: зеленые газоны и голубое небо – это территория фабрики. Сам офис огромный, размером с футбольное поле, и разделен на отделы.

Первый день я провела в отделе дизайна. Мне показали, что там творится, а потом сразу отправили в архив, где я провела 3 или 4 часа. Архив это уникальная коллекция тканей. Множество разделов, часть из которых систематизирована по темам (цветы, животные, клетка, полоска…), а часть по брендам, и все это в бешеном разнообразии. Там можно было бы поселиться на все четыре дня и никуда не уходить. Но воспринять такой объем визуальной информации очень непросто. А ведь есть еще и огромная цифровая библиотека…

Сталкивались вы ранее с производством такого масштаба? 

Я бывала в большой типографии, но на подобной текстильной фабрике впервые: это одна из самых больших фабрик Европы с огромным объемом производства. Мне устроили подробную экскурсию. Я видела как делается жаккард, шелкография, как печатают платок в восемнадцать цветов…это делается почти вручную, рядом с каждой машиной стоит человек, следящий за процессом.

В отдельном помещении – цифровые машины, которые работают 20 часов в сутки, и это уже совершенно другие скорости и объемы. Масштабы впечатляют, например, там стоит машина размером с комнату, которая смешивает краску – один цвет 20 литров. Ты понимаешь, что цифровым способом на ткань можно перенести абсолютно любой рисунок, даже фотографию – нет никаких ограничений! И еще здесь стоит особая машина, печатающая и на искусственной и на натуральной коже: рисунок можно нанести на любую поверхность.

При фабрике есть аутлет: тут продают ткани из прошлых коллекций. Это здорово, здесь каждый  – может позволить себе купить качественную ткань, от двух метров и до бесконечности.

Отметили ли Вы для себя какие-то практические навыки и приемы, которые вы могли бы использовать?

Безусловно. Самым полезным было общение с отделом дизайна. Всего в отделе около 15 художников, я увидела, над чем работает каждый из них. Кто-то работает вручную, а кто-то только на компьютере, кто-то расписывает шелк, который потом отправляют брендам haute couture, кто-то занимается переработкой и адаптацией образцов из архива. Вообще дизайнеры очень много работают с архивными тканями, делают «ремиксы»

Есть и довольно монотонная, техническая работа, например, когда берется кусочек жаккарда и обрабатывается до тех пор, пока не становится полноценным паттерном для цифровой печати.

Внутри отдела за каждым негласно закреплено свое направление, и руководитель решает, кому какой заказ отправить. Но я думаю, что с таким объемом работы и скоростями дизайнеры просто вынуждены развиваться в разных направлениях. Работают с разными клиентами, и с high fashion, и с fast fashion, и те, и другие очень часто дают крайне мало времени на создание дизайна, сроки жесткие. Все постоянно друг у друга учатся, дают советы, каждый в курсе, что делают коллеги.

Мне они, в частности, показали разные цифровые способы для работы, например, плагины для Photoshop, несколько кистей в иллюстраторе, которые очень помогают и ускоряют работу с тканью. Я никогда прежде не работала с рапортом, и делала это «по старинке», практически ручным способом.

Хотели бы вы работать в такой компании, продолжить карьеру в сфере текстильного дизайна? 

Это сложный вопрос, работа на подобной фабрике – это непростой темп и условия, которые не каждому подойдут. К примеру, в компании есть смена, которая приходит на работу в 8.00 и работает до 18.00 с часовым перерывом на обед. А главное – это всегда бешеный ритм. Естественно, в таком ритме сложно реализоваться как художнику. Ты скорее оказываешься своего рода ремесленником, который выполняет заказ. Чем быстрее и лучше ты понимаешь, чего от тебя хотят, тем более квалифицированно и эффективно выполняешь работу. Мне точно было бы интересно поработать с текстилем, но в формате проекта. Я была удивлена, что дизайнеры часто не видят конечный продукт: первоначальный дизайн проходит еще несколько этапов обработки в других отделах и в итоге может стать совершенно другим. Мне интересно делать проект от начала и до конца. Увидеть результат своей работы – главное удовольствие.

У меня было время для «домашней работы», и уже появилась идея такого проекта, пока могу сказать, что это будет серия платков. Кстати, я сделала несколько эскизов прямо там, по свежим впечатлениям.

И, подводя итог,..

Для художника такой опыт очень важен и полезен: зачастую мы черпаем больше вдохновения в смежных направлениях и профессиях. Пикассо, например, занимался глиной, Рауль Дюфи делал ткани и таких примеров множество. Нужно быть открытым чему-то новому, не упускать возможность и обращать внимание на то, что находится у тебя перед глазами прямо сейчас.

В следующим году будете пытаться участвовать в конкурсе?

Я пока об этом не думала, но почему бы и нет.